Статьи

Обязательная маркировка исходящих вызовов

Статьи
С 1 сентября 2025 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в обязательном порядке необходимо маркировать исходящие от них вызовы. Для этого им необходимо заключить с оператором связи, который обслуживает их корпоративные номера, договор об отображении информации об инициаторе телефонного вызова на пользовательском оборудовании.

Что такое маркировка вызова
Маркировка вызова – это отображение на экране устройства адресата вызова информации о звонящем.

Теперь при входящем вызове на экране устройства адресата вызова помимо номера телефона будет отображаться наименование организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего вызов, а также категория вызова (например, «организация», «реклама», «клиники и аптеки», «услуги»).

Обязательна ли маркировка вызова
Да, с 1 сентября 2025 года маркировка исходящих вызовов от организаций и индивидуальных предпринимателей является обязательной.

Что сейчас нужно сделать (при условии, что это не было сделано ранее)
Организациям и индивидуальным предпринимателям в срочном порядке необходимо заключить с оператором связи договор об отображении информации об инициаторе телефонного вызова на пользовательском оборудовании. Такой договор представляет оператор связи, который обслуживает корпоративные номера организации или индивидуального предпринимателя.

В договоре должно быть согласие организации/ИП на то, чтобы оператор связи, обслуживающий корпоративные номера организации/ИП, передавал другим операторам ряд сведений, среди которых:

  • ИНН юридического лица или ИП;
  • полное или сокращенное наименование юридического лица или ФИО ИП;
  • коммерческое обозначение юридического лица или ИП (при наличии);
  • код и наименование основного вида деятельности юридического лица или ИП согласно ОКВЭД;
  • категория телефонных вызовов, определенная исходя из основного вида деятельности инициатора телефонного вызова («организация», «реклама», «клиники и аптеки», «услуги», «банк», «доставка»);
  • текст для отображения на устройствах адресатов (до 32 символов);
  • список абонентских номеров, с которых юридическое лицо или ИП будет звонить.

Установлена ли ответственность
В настоящий момент административная ответственность за отсутствие маркировки звонков ни для субъектов хозяйственной деятельности, ни для операторов связи не установлена. Вместе с тем мы не исключаем введение административной ответственности в будущем.

При этом за отсутствие маркировки уже возможна блокировка операторами связи немаркированных звонков или установление им пометки «спам» или «возможно спам».

Также операторы связи могут вовсе не доводить до адресатов такие звонки, что может затруднить дальнейшую коммуникацию с ними.

Вместе с тем в случае осуществления рекламных или информационных звонков без пометок увеличивается вероятность их квалификации как массовых обзвонов и рассылок (т.н. спам-обзвон клиентов) без их согласия, за что установлена административная ответственность по п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ, которая предусматривает штраф для юридических лиц в размере от 300 000 до 1 00 000 рублей. Во избежание этого необходимо предварительно получить согласие у адресата вызова о рекламных и информационных рассылках посредством электросвязи.

Основание: постановление Правительства РФ от 28.08.2025 № 1300